Жизнь в лифтерке стоит 600 рублей в месяц
3 августа 2004 года

С 89-го года живет с семьей в лифтерке-колясочной слесарь жилкомхоза Фарит Бикмуратов. И он, и его жена Василя приехали в Казань из села. Работали в городе на заводе, там и встретились... Когда стало ясно, что завод не поможет молодой семье с жильем, Фарит подался в ЖКХ.

- Зарплата у слесаря была тогда 80 рублей, но устроиться было очень трудно, люди шли работать в ЖЭУ из-за жилья, - вспоминает Фарит.

Когда Бикмуратовым предложили временно занять подсобку в девятиэтажке на улице Лаврентьева, их было уже трое - родился первенец. Молодой отец постарался, насколько это возможно, обустроить быт в каморке, чтобы жене и сыну было удобно. Фарит провел в подсобку водопровод и канализацию, установил вплотную друг к дружке ванну с унитазом, поставил перегородки, так что на 16 квадратных метрах уместились кухня, прихожая, санузел и собственно комната... В комнату удалось затащить кое-какую мебель - один стул, стол, диван, кровать, а вот от шкафа пришлось отпилить одну секцию, иначе бы он загородил проход...

Поводов для недовольства слесарь Бикмуратов старался никому не давать - ни начальникам своим, ни жильцам. Довольные начальники хвалили добросовестного и непьющего слесаря, обещали квартиру. Уверенные в том, что надолго в лифтерке не задержатся, Бикмуратовы решили родить второго ребенка.

Сейчас старший сын Фарита Бикмуратова уже закончил школу, а младший заканчивает. Сам Фарит за долгие годы заслужил еще больший авторитет у начальства и жильцов, "дослужился" до бригадира слесарей ЖЭУ-42. Хотя с тех пор как в жилкомхозе начались реформы, ЖЭУ успели переименовать в ОО "Савиново-42". "Не знаю я, как расшифровывается "ОО", - признается Фарит, - знаю только, что мне нужно вовремя закончить опрессовку"... В связи с реформами и пертурбациями в жилкомхозе успели поменяться и начальники. Только Фарит не меняется. Жильцы шестнадцати многоэтажек, у которых что-нибудь где-нибудь прорвало, стучатся к нему в подсобку днем и ночью, и он никому не отказывает.

- Так и живем, каждый день ждем обещанной квартиры. За всю свою жизнь сыновья никогда не приводили к нам в гости своих друзей. На старшего теперь девочки заглядываются, а он не хочет с ними знакомиться, боится, что узнают, в каких условиях живет, - вздыхает Василя Бикмуратова. - Сейчас еще под окошком дерево выросло, а раньше, бывало, летом температура в комнате поднималась до 50 градусов. И сырость постоянная, ведь если варим что-то или моемся - весь пар здесь... Как я переодеваюсь? Просто прошу своих мужчин отвернуться.

Несколько лет назад соседи Бикмуратовых, жильцы дома № 28, устав наблюдать, как мучается семья слесаря, собрали подписи и обратились в администрацию города: "Помогите! Неужели за столько лет добросовестной работы этот человек не заслужил элементарного человеческого жилья?". Из администрации ответили что-то про "отсутствие возможностей". Сами Бикмуратовы, потеряв терпение, тоже пробовали обращаться в инстанции. Из аппарата президента их письмо, что называется, спустили вниз. А глава Ново-Савиновского района отписал в январе Фариту Бикмуратову, что... "в муниципальном унитарном предприятии "Жилсервис" Вы приняты на учет по обеспечению служебной квартирой в январе 2003 года (порядковый номер 114)". А как же пятнадцать лет, проведенных в лифтерке? Не в счет?

- Откуда взялись этот номер и эта дата, не пойму, - удивляется Фарит. - Ведь меня поставили в очередь на получение служебного жилья еще в 89-м, когда заселяли в лифтерку-колясочную. Может, из-за реформ и переименований старую очередь признали недействительной? Но, насколько я знаю, люди, которые стояли в очереди после меня, уже получили квартиры.

Бикмуратовы говорят, что не одни они маются в лифтерке - почти все подсобки в многоэтажках Ново-Савиновского района забиты жильцами. Хватает и желающих занять непригодные для жилья помещения. Недавно вот хоронили одного слесаря, так в его освободившуюся лифтерку тут же прибежали вселяться новые жильцы... Люди проводят в лифтерки воду, прорубают в них окна и живут, потому что жизнь есть везде, в том числе и в лифтерках. Но все-таки 15 лет в колясочной - это рекорд. Это уж слишком.

- Сколько же вы платите за такую жизнь? - поинтересовалась я у Бикмуратовых. Оказалось, Ново-Савиновское РЖУ выставляет семье счет - 600 рублей в месяц! А что? Ведь в лифтерке полно всяких удобств - и вода, и канализация. Поэтому если много лет Бикмуратовы имели временную регистрацию в колясочной, то несколько месяцев назад их решили прописать в лифтерке постоянно. Правда, с условием... Фарита недавно попросили на работе заполнить бумагу: "Если я уволюсь из жилкомхоза, то пусть у меня отнимут комнату".

Ольга МАЧНЕВА, "Вечерняя Казань"